Важно, чтобы руководитель учитывал в своей деятельности особенности психологии и поведения каждого подчиненного. Однако прежде всего следует учитывать общие особенности, характерные для любой личности.
Во-первых, нужно исходить из того, что личность в принципе неповторима, индивидуальна – в мире невозможно найти двух абсолютно похожих людей.
Во-вторых, существуют достаточно стойкие и многообразные психологические механизмы активной самозащиты личности от всякого воздействия, которое покажется ей ненужным, обидным, задевающим чувство собственного достоинства. Например, прочная уверенность человека в том, что он полезный член общества, вызывает у него противодействие, болезненное отношение к любым критическим замечаниям. Или другой пример: человек не хочет видеть и слышать неприятные вещи, и если его грубо критикуют, то у него могут «отключиться» органы зрения и слуха.
Нередко человеку кажется, что его обижают, унижают, и если внешне трудно бороться с обидчиком, то внутренне человек борется: возвышает себя и принижает другого.
С одной стороны, человек способен рационализировать, отстаивать свое неправильное поведение; с другой стороны, человеку свойственны самоанализ, умение находить у себя недостатки. Но иные люди успокаивают себя тем, что и других есть недостатки, мало того – активно критикуют других за те недостатки, которые присущи им самим
Дж. Келли построил свою теорию на основе конструктивного альтернативизма, доказывающего, что наше толкование мира временное, что все меняется, то есть люди осознают и интерпретируют объективную реальность по-разному. Келли делает акцент в своей теории на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.
Личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать и интерпретировать свой опыт. Это устойчивый способ, при помощи которого человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.
Основной постулат теории Келли заключается в следующем: «Процессы личности – это продолженные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события». Все поведение человека направлено на прогноз событий.
Из своего основного постулата автор делает восемь выводов:
1. Вывод об индивидуальности: люди отличаются друг от друга своей интерпретацией событий.
2. Вывод об организации: каждый человек специфически развивает свою собственную систему анализа, иерархически выстраивает систему конструктов так, чтобы до минимума свести несоответствия, несовместимость, неопределенность.
3. Вывод о выборе: человек выбирает ту альтернативу, которая наилучшим образом может расширить и обогатить его систему конструктов.
4. Вывод о действии цикла «ориентировка – выбор – исследование»: человек последовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.
5. Вывод об опыте: чем опытнее человек, тем более успешно он интерпретирует повторные явления, опыт дает подтверждение конструктам.
6. Вывод о научении: система личностных конструктов – это набор взглядов об изменяющемся мире, которые все время проверяются опытом.
7. Вывод об общности: если кто-то интерпретирует события подобно тому, как это делает другой человек, то психические процессы этих двух людей будут также подобны друг другу.
8. Вывод о содружестве: содружество людей определяется адекватностью интерпретации событий – насколько точно один человек анализирует процессы другого. Перейти на страницу: 1 2 3 4