Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Способы принятия решений

Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение:– рациональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максимальный результат;– административный, когда в рамках полномочий руководителя принимается решение, удовлетворяющее минимальным требованиям;– интуитивный, когда при принятии решений руководствуются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, предвидением.Рациональный способ принятия решений предусматривает рассмотрение всех альтернатив, последствий, которые могут возникнуть в каждом возможном случае. Выбор падает на ту альтернативу, которая обеспечивает максимальный выигрыш. Рациональный способ принятия решения возможен в том случае, если субъект решения: – знает свои цели и может ранжировать их по степени важности; – знает все возможные альтернативные варианты решения проблемы; – знает относительные «за» и «против» каждой альтернативы. Субъект решения должен всегда выбирать альтернативу, которая максимизирует достижение цели.Административный способ принятия решений выражается в том, что руководитель исследует альтернативы до тех пор, пока не обнаруживает удовлетворительного решения, т. е. обеспечивающего достижение цели на минимальном уровне. Он выбирает первую альтернативу, которая отвечает поставленным целям. Он руководствуется только конкретными обстоятельствами ситуации, своими полномочиями, опытом и уровнем подготовки.Интуитивный способ принятия решений предполагает отсутствие систематического подхода к выбору альтернатив. Этот способ используется творческими личностями, когда решение принимается по случаю.Большинство же решений обосновывается с использованием сочетания рационального и интуитивного способов.Процесс принятия решения включает следующие стадии:1. Выявление и определение проблемы.2. Поиск информации и альтернатив решений.3. Выбор среди альтернатив.4. Принятие решения.За актом «принятия решения» следует передача его для реализации, организация его поддержки, ассигнование необходимых ресурсов, создание системы обратной связи.управленческий решение коллектив