Контроллинг − это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Слово контроллинг произошло от английского to control - контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список». Но по иронии судьбы в англоязычных источниках термин "контроллинг" практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет» (managerial accounting, management accounting), хотя работником, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (cnntroller). Собственно термин "контроллинг" принят в Германии, откуда он и пришел в Россию. Поскольку отечественная терминология пока не устоялась, в России используют оба термина: и контроллинг, и управленческий учет. Однако термин "контроллинг" более информационно емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.
Основная цель контролинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контролинг обеспечивает выполнение следующих функций:
· координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
· информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
· создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
· обеспечение рациональности управленческого процесса.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
· повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
− смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
− увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
− необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
− необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
· усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
· информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
· общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.