Ответственность и надежность
Эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя.
Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то — навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. К сожалению, нынче ответственность и надежность являются большим дефицитом, и мы постоянно ощущаем это в политике, в экономике и в морали. Однако можно утверждать, что будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых — отличное качество, надежность исполнения и верность в отношениях с клиентами.
Независимость
Важной личностной чертой поведения руководителя является независимость. Независимость — это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно.
Следует заметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники — это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.
Общительность (коммуникабельность)
Нет особой необходимости доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Достаточно сказать, что, по данным некоторых исследователей, руководитель затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени.
Таковы основные характеристики, имеющие отношение к поведению руководителя. Необходимо отметить, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.
Формированию нужных качеств поведения могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.
Анализ эффективности управленческих решений связан с анализом самого субъекта управленческих решений (руководителя), а также условий и факторов, которые определяют эффективность труда руководителя. В настоящее время такой анализ в управлении считается ключевым для повышения эффективности управления.
На повышение эффективности управления влияют внутренние факторы, структура и динамика которых зависит от самого руководителя, т.е. его личностные характеристики, в том числе его мышление и поведение. Благодаря мышлению руководитель способен планировать свою деятельность, воздействовать на персонал, эффективно управлять своей деятельностью и действиями других людей.
Мышление руководителя важно еще и потому, что одной из главных его обязанностей является постановка задач для подчиненных. От него требуется «верное попадание» теоретических знаний в практическую проблему, а следовательно, конкретность мышления руководителя, является еще одной причиной эффективности управления.
Руководитель должен постоянно вносить «порядок в хаос», превращать «неорганизованную сложность» в организованную. В связи с этим он должен обладать гибкостью мышления, учитывать не только актуальную информацию, но и «информацию предвидения». Она является продуктом опережающего отражения будущего состояния управляемой системы.
Уверенность в поведении руководителя является эффективностью управления, т.к. обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе у подчиненных, а также вызывает доверие у них. А если не будет доверия между руководителем и подчиненными, то управление будет не эффективным.
Еще одним качеством поведения эффективности управления являются эмоции, т.к. с помощью положительных эмоций руководитель сможет поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий, а значит вместе они смогут быстрее достичь задуманных целей и прийти к положительным результатам в процессе работы. Если руководитель будет проявлять свою антипатию к сотрудникам, то эффективного управления он не достигнет. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5