Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Виды и этапы деловой карьеры.

· работа должна носить творческий характер и позволять достичь определенной степени независимости;

· возможность высокой заработной платы, льгот, социальных гарантий или иных форм вознаграждения;

· сохранение и упрочение своего положения в организации;

· достижение высокой компетентности, ориентация на профессиональный рост, признание коллег и администрации;

· интеграция интересов личности и семьи, возможность распоряжаться своим временем, заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством.

Этапы деловой карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности.

1) Подготовительный (18-22 года)

. Выбор профессии и подготовка к ней, карьеры ещё нет, есть лишь предпосылки к ней.

2) Адаптационный (23-30 лет). Овладение молодым специалистом своей профессией, поиск своего места в коллективе.

3) Стабилизационный (30-40 лет). Сотрудники разделяются на перспективных и неперспективных в отношении руководства, но все становятся профессионалами к концу этого периода.

4) Консолидационный(40-50 лет). Перспективные руководители продолжают свою карьеру, остальные осваивают новые сферы деятельности, переходят к горизонтальной карьере.

5) Этап зрелости (50-60 лет). Передача знаний, опыта, мастерства молодёжи.

6) Этап подготовки к уходу на пенсию.

Трудовой путь индивидов включает периоды как подъемов, так и спадов. По скорости переходов (например, число переходов за 3, 5 и 10 лет трудовой жизни) карьера может быть охарактеризована как нормальная или стремительная. Имеется и другой подход, согласно которому различают карьеру профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

· вертикальной карьеры - должностной рост;

· горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

· центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы развития профессионала — периоды овладения деятельностью.

В соответствии с фазами развития профессионала различают:

· оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;

· адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);

· адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной работе;

· интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;

· мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;

· авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;

· наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками. Перейти на страницу: 1 2