Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Вопросы истории профессии

Образование библиотекарей до XX в. в нашей стране не являлось делом учебных заведений. Первоначально лица, выполняющие библиотечные обязанности, не имели специальной подготовки. Профессиональные знания и умения приобретались и шлифовались в процессе деятельности, обмена опытом.

Рассмотрение исторического пути развития образования библиотекарей как специалистов по работе с детьми свидетельствует о том, что на первоначальном этапе, до XVIII в, закладывались представления о «культуре чтения», о педагогике детского чтения, о сущности деятельности библиотекарей как руководителей детского чтения.

Первые древнерусские библиотеки создаются в период образования и начала развития древнерусского государства – Киевской Руси. Это были библиотеки при храмах и монастырях, а так же личные коллекции книг удельных князей, придворной знати и лиц духовного сана.

Но надо понимать, что библиотека того времени выполняла, прежде всего, идеологическую функцию, являясь аппаратом политического и религиозного влияния церкви и государства, направленного на подчинение всей духовной жизни общества христианской идее.

Рассматривая библиотеку, книгу и чтение как важное средство упрочения феодальных порядков и христианского вероучения, наши пращуры стремились привить детям мысль о душевнополезном чтении, любовь, уважение и бережное отношение к книге. Чтение книг трактовалось как священнодействие, а чтение вслух для других, для неграмотных, считалось богоугодным делом. Книгой восхищались, рассматривая её как духовного руководителя. Но контроль, за тем какие книги можно читать, а какие нет, власть оставляла за собой. Библиотечные фонды формировались целенаправленно с целью недопущения в них книг «еретического» содержания.

При монастырях учреждаются школы грамоты и мастерские для переписи и перевода книг, набираются для обучения дети знатных лиц. Для библиотек выделялись специальные помещения. Книгохранителями в монастырских библиотеках, как правило, назначались наиболее образованные монахи. Им то и поручалось руководить чтением. В X-XVIII вв. работа библиотекаря в монастырских библиотеках, должность «книгохранителя», «служебника» была послушанием, повинностью человека как члена религиозной общины. Часто эта служба совмещалась с рядом других монастырских послушаний таких как ризничий, ключарь, пономарь. Многие правили службу усердно, с увлечением.

Специальных произведений для детского чтения пока не существовало. Обучение велось, учитывая возрастные возможности подрастающего поколения, по греческим, славянским и древнерусским книгам, специально отобранным, более понятным для детского восприятия, конечно, с религиозно-нравственным уклоном.

В обязанности монастырского библиотекаря того времени входило не только сохранение фонда и выдача книг, но и воспитания у детей культуры чтения, помощи им в усвоении прочитанного, научении бережному отношению к книге, организации коллективного чтения вслух.

Позже из монастырских библиотек эти методы по руководству чтением подрастающего поколения перейдут в практику школ и школьных библиотек.

Во второй половине XV в. появляется первая печатная книга для детей «Азбука», составленная первопечатником Иваном Фёдоровым и изданная в 1574г. Азбука, латинская грамматика да Псалтырь, рукописные или отпечатанные с лубочных досок, составляют главный свод детских книг в древнерусский период.

К концу XVII в. круг детского чтения значительно расширяется, у учащихся появляется возможность пользоваться учебными библиотеками в стенах светских специальных школ, главных народных училищ, но их было ещё очень мало.

Признаки более активного развития педагогики детского чтения прослеживаются в XVIII веке. Реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детей. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.

В XIX в. в связи с развитием образования увеличилось количество библиотек при учебных заведениях. К работе в библиотеках привлекают выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы как талантливые библиотекари. Это и И.И. Тауберт, К.М. Бэр, И.А. Крылов, А.А. Куник, И.И. Срезневский, А.Б. Бычков и др. действительные члены Академии наук; и П.И. Рычков, Ф.Ф. Рейс, Н.И. Гнедич и др. – члены-корреспонденты Академии наук; и П.З. Кондоиди, А.И. Лужков, А.Н. Оленин, М.Н. Загоскин, М.А. Корф и др. – почётные члены Академии наук. Деятельность названных библиотекарей в немалой степени содействовала росту популярности библиотек и библиотечной профессии. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6