Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Проблемы современного позиционирования библиотечной профессии

Пользовательское позиционирование. Подчеркнуть, что труд детского библиотекаря имеет ярко выраженную педагогическую направленность, педагогические задачи развития ребёнка осуществляются библиотечно-библиографическими средствами. Объяснив, что профессия детский библиотекарь носит маргинальный, т.е. по существу промежуточный характер между профессией библиотекаря-библиографа и педагога (либо воспитателя). Как известно, главной задачей педагога является передача социального и культурного опыта от одного поколения к другому (в широком смысле). Библиотекарь, работающий с детьми, и является тем педагогом, который выполняет её специфическими, библиотечно-библиографическими средствами. Детский библиотекарь – посредник – наставник – консультант между миром культуры и миром ребёнка. Решая задачу развития личности ребёнка, он учит его ориентироваться в море разнообразной информации, тем самым, готовя его к жизни в сверхсложном поликультурном информационном обществе сегодняшнего и завтрашнего дня.

Позиционирование категории. Раскрыть, что труд детского библиотекаря сложен и разнообразен, при этом часть видов работы могут выполнять только специалисты, имеющие достаточно высокую профессиональную квалификацию в этой области. Так как часть выполняемых библиотекарем операций носит простой, рутинный, а часть – интеллектуальный и творческий характер. Труд библиотекаря, обслуживающего читателей-детей и руководителей детского чтения, очень напряжён и насыщен. При этом большая часть труда библиотекаря остаётся «за кадром» и далеко не всегда осмысливается даже самими профессионалами.

При организации обслуживания читателей библиотекарь выполняет 2группы основных операций. 1) Непосредственная работа с читателями (очень сложная работа по оценкам экспертов): рекомендация книг читателям; выявление в беседе читательских интересов; подготовка, организация и проведение книжных выставок, массовых бесед, громких чтений, музыкальных прослушиваний, обзоров; подготовка тематических полок; беседа о прочитанной книге. Именно от этих технологических операции, способов и приёмов их выполнения в наибольшей степени зависит успешное выполнение работы, но, к сожалению, именно они с большим трудом осваиваются человеком. 2) Вспомогательная и техническая работа, содействующая организации процесса обслуживания.

Конкурентное позиционирование. Здесь надо акцентировать внимание на преимуществе особой специализированной территории для детей, и работе детского библиотекаря, как специалиста особого профиля, требующей от сотрудников помимо общих профессиональных знаний, также глубоких знаний о детстве и детской культуре, понимания специфики детства. Библиотечный фонд должен обеспечивать персонификацию информирования детей разных возрастных категорий, знаний и умений. Так малыши непоседливые и «страшные» почемучки, подростки слишком шумный народ, одарённым детям требуется соответствующая литература, дающая им возможность активно развиваться, а детям отстающим в развитии, возможность восполнить в индивидуальном порядке багаж знаний.

Библиотечный фонд должен оперативно и полноценно удовлетворять запросы, связанные с учебными потребностями, увлечением юного читателя любой проблемой научного, технического, творческого, литературного, искусствоведческого плана, рекреационными потребностями.

И ещё одна немаловажная деталь. Современные информационные технологии нисколько не упрощают библиотечный труд, как думают многие. Особенно если нужные сведения и необходимую литературу пользователь получает оперативно. Кроме того, в библиотечной сфере, как нигде более, мнение населения зависит не только от качества обслуживания, но и от уровня информационной культуры читателей. Чем менее пользователь ориентируется в потоке информации, тем чаще он связывает невозможность нахождения нужных сведений с проблемами в комплектовании фонда или низкой квалификацией библиотекаря. Действительными же причинами могут быть: и неверная формулировка запроса, и отсутствие в литературе информации в том виде, в каком её хочет обнаружить читатель, и сложности восприятия нового знания – неумение «узнать» в нём искомое и многие другие. Поэтому, библиотекарям следует понятно и в сфере интересов различных целевых групп раскрывать сущность библиотечного труда и причины его усложнения. Кроме того, важно повышать уровень информационной культуры читателей.

Опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся обслуживанием детей в библиотеках, позволяет говорить о том, что необходимость позиционирования библиотек, работающих с подрастающим поколением постепенно осознаётся как насущная необходимость. Позиционирование призвано создавать привлекательный образ библиотечных продуктов и услуг в сознании пользователей. Успех позиционирования заключается в эффективности всей информационной системы библиотеки, поддерживающей и укрепляющей пользовательский опыт. Главное в проблеме имиджа – это соответствие представлений о библиотеке, её социальной среде, т.е. как хотели бы предстать в обществе её руководители и сотрудники и, как реально сложился в обществе её образ, её репутация. Но самое главное не надо забывать, что решающее влияние на формирование общественного мнения и имиджа оказывают не столько слова, сколько конкретные дела и события. Вот так, от умелого конструирования имиджа – через позиционирование, доведение его до общественности, можно придти к установлению надёжной, долговременной позитивной репутации. Перейти на страницу: 1 2 3