Мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации , основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей.
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа. Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу.
Пример анализа выполнения данной функции в производственном цехе можно кратко представить в виде таблицы 5.3.1.
Анализ выполнения функции «Мотивация» в производственном цехе
Таблица 5.3.1
Содержательные теории мотивации | ||
Теория мотивации | Основной центр внимания | Способы побуждения работников |
Иерархия потребностей А. Маслоу | Физиологические потребности | Получение заработной платы, для удовлетворения своих потребностей |
Потребности безопасности и защищенности | Соц.пакет, оплата вредных условий труда, санатории и путевки для работников и их детей, оплата учебы студентам | |
Потребности принадлежности и причастности | Предприятие проводит ежегодные корпоративные предприятия, соревнования среди подразделений предприятия, что помогает укрепить корпоративный дух и сплоченность коллектива | |
Потребности уважения | Ежегодные поощрение, вручение грамот и дипломов, вывешивание на доску почета, записи о личных инновационных достижениях в трудовую книжку и тд. | |
Потребности самовыражения | Предприятие постоянно участвует в выставках и научных конференциях по всей России и зарубежом, выявленные таланты с честью защищают на них предприятие. Карьерный рост и самореализация поощряются начальством. | |
Процессуальные теории мотивации | ||
Теория равенства (С. Адамс) | теория справедливости Выполняя свои функции и получая заработную плату, сравнивают ее с коллегами и если она меньше, сразу у работника появляется вопрос - почему??? Зачем работать больше, если получаешь одинаково или даже меньше! | Пообещать недовольному работнику лично проконтролировать объем его выполняемой работы и заработной платы и при возможности поднять ее |