Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Методы управления адаптацией работников

Условно процесс адаптации работников в ГЦЗЧ можно разделить на четыре этапа.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях ОАО "АВТОВАЗ", период его адаптации будет минимальным. На данном этапе работник знакомится с производственными особенностями ГЦ ЗЧ, с персоналом, с особенностями коммуникации, правилами поведения.

Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Примерное распределение обязанностей представлено в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Распределение обязанностей в процессе адаптации персонала

Функции и мероприятия по адаптации персонала

Обязанности

непосредственного руководителя

менеджера по персоналу

Составление программы адаптации

Выполняет

Ассистирует

Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами

 

Выполняет

Объяснение задач и требований к работе

Выполняет

 

Введение работника в рабочую группу

Выполняет

 

Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников

Выполняет

 

Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:

- общее представление об ОАО "АВТОВАЗ" и ГЦ ЗЦ: цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности;

- политика ОАО "АВТОВАЗ" и ГЦ ЗЧ: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации;

- оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных;

- дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников;

- охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;

- работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; постановления профсоюзов; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб;

- служба быта: организация питания; условия для парковки личных автомобилей;

- экономические факторы: ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

После прохождения общей программы ориентации проводится специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы: Перейти на страницу: 1 2 3