Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Будущее РФК

В будущем TQM займет более важное положение при согласовании в рамках компании видов деятельности, ориентированной на потребителя. Ё. Акао считает, что мнение потребителя должно быть основным общепринятым принципом создания партнерства в таких видах деятельности. Для оправдания ожиданий потребителя очень важно, чтобы все служащие компании овладевали представлениями потребителя, сосредоточив свои мысли на цепочке ценностей, созданных пониманием, что "следующий процесс - потребитель вашего процесса". Это выражение впервые было введено в употребление К. Исикава в 1950 г., когда он работал на сталеплавильном заводе, и оно стало одним из основных принципов всеобщего менеджмента качества, который означает, что любая задача, использующая выход (результат) другой задачи, является потребителем этой задачи. Постепенно принцип преобразовали в выражение "ваши потребители - все, кроме вас". РФК - методология, благодаря которой компании будут способны выдержать будущие испытания. РФК будет служить инструментом создания такого согласования, на базе которого может развиваться истинное партнерство

Согласно утверждению Ё. Акао, определение РФК отражает две цели:

· развертывание качества - ориентация на продукт, развертывание потребностей и требований потребителя вместе с такими важными сторонами продукта, как технология, затраты, надежность и т. д.

· развертывание функции качества в узком понимании - ориентация на процессы, на развертывание качества по видам деятельности в функциональной организации.

Вместе эти цели создают "развертывание функции качества в широком понимании", или "всестороннее развертывание функции качества". Всестороннее РФК - это одновременное развертывание качества, технологии, затрат и надежности по всему проекту для создания изделия и по всему предприятию в целом.

Некоторые специалисты полагают, что РФК - это "дом качества", матрица для перевода мнения потребителя во мнение инженера. Они называют любую матрицу "домом качества". К сожалению, РФК имеет много форматов. Наиболее существенное различие в форматах - глубина анализа. Применение РФК, использующего только требуемые потребителем качество и критерии эффективности организации (характеристики качества, требования проекта и т. д.), имеет очень небольшую глубину. Другая крайность - всестороннее РФК, которое отпугивает многих специалистов. Всестороннее РФК должно включать, по крайней мере, развертывание: качества, функции, надежности, концепции, производства, затрат, кансэй, гэмбы, следующего поколения.

Т. Офудзи отмечает, что слово "развертывание" в составе понятия "развертывание функции качества" - это реализация систематической диаграммы, наиболее подходящее и эффективное средство выполнения поставленных целей. Систематическая диаграмма известна как дендрограмма, древовидная диаграмма, иерархическая структура или дерево. Следует отметить, что первоначально эти диаграммы были разработаны и нашли широкое применение при анализе функций в функционально-стоимостном анализе

Т. Офудзи рассматривает два типа развертывания: диаграмму избирательно-компонентного анализа ("лестницу абстракции"), в которой главное назначение объекта исследования подразделяется на его основные элементы и где изображаются их связи по отношению к целям и средствам достижения этих целей, и диаграмму планирования ("развертывание цели и средств"), которая систематически показывает средства и методы, необходимые для успешного осуществления намеченного плана. Это представляется графически или в виде горизонтальной, или в виде вертикальной структуры дерева, соединяющей элементы.

С. Мидзуно обращает внимание на то, что метод систематической диаграммы может использоваться, чтобы:

· развернуть план качества проекта при разработке нового изделия;

· отобразить зависимость между диаграммой УК процесса производства и разработкой уровней сертификации качества, предназначенной для повышения точности действий по гарантии качества;

· создать причинно-следственную диаграмму;

· разработать идеи для решения задач, связанных с качеством, затратами и поставкой, которые возникают на новом предприятии;

· выработать цели, политику и пути реализации;

· проводить спецификацию повышающейся эффективности в отдельных частях и управлять функциями.

Примеры каждого типа развертывания можно встретить на многих диаграммах всестороннего РФК. В Японии развертыванием считается изображение в виде крыши или поперечной крыши на диаграмме качества РФК, а в США - матрица корреляций "дома качества".

Диаграмма качества - ключ к развертыванию качества. Но мы должны помнить, что это только одна диаграмма из многих матриц, которые впервые были представлены западному читателю Б. Кингом по материалам работ профессора Т. Офудзи Перейти на страницу: 1 2 3