Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Конфликт

Конфликт — это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции

Большинство конфликтов происходит в социуме. В социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя активность индивидов или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам).

Для социального конфликта всегда необходимы, по меньшей мере, две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов, что ведет к столкновению сторон. Именно поэтому всем конфликтам свойственно

сильное напряжение, которое

побуждает людей так или иначе менять поведение, приспосабливаться либо «ограждаться» от данной ситуации.

В организационном

подходе межличностный конфликт рассматривается как следствие различных рассогласований, возникающих в процессе функционирования организации или нарушения социально-психологических связей между работниками, обеспечивавших эффективность ее функционирования.

Существуют различные классификации конфликтов:

· По типу причины (противоречия), вызвавшей конфликт: внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, главные и второстепенные, основные и не основные (различие в том, что основные на всем временном промежутке или во всех сферах, а главные на конкретном промежутке или в одной сфере);

· По сфере проявления: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально трудовые), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность)), финансовые, торговые, бытовые, семейные;

· По степени длительности и напряженности: бурные и быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие;

· По субъекту конфликтного взаимодействия: внутриличностные, межличностные, конфликты личность группа, межгрупповые (от микрогруппы до межнациональных взаимодействий);

· По социальным последствиям: конструктивные, деструктивные;

· По объекту конфликта: реалистичные (предметные), нереалистичные (беспредметные);

· По рангу участников: горизонтальные, вертикальные, диагональные (отношения косвенная подчиненность), смешанные;

· По количеству и характеру факторов: однофакторные, многофакторные и кумулятивные (много факторов, усиливающих друг друга); конфликты амбиций; конфликты достижения наименьшего зла;

· По характеру протекания: канализируемые (предполагающие ограниченную сферу соперничества) и эскалирующие (расширяющаяся сфера взаимодействия);

· По временным параметрам: единичные, периодические, частые или скоротечные, длительные, затяжные;

· По форма проявления (степень выраженности): открытые, скрытые, потенциальные;

· По способу разрешения: компромиссные, антагонистические;

· По масштабам проявления: локальные, общие;

· По началу конфликта: спонтанные, инициированные, спровоцированные;

· По характеру причины: объективные, субъективные;

· По последствиям конфликта: непосредственные (касающиеся только участников) и опосредованные (касающиеся иных членов общества), целесообразные и нецелесообразные в зависимости от достигнутых целей;

· По психической форме проявления: эмоциональные (Чечня), рациональные (Афганистан), иррациональные (сверхразумные) (Югославия);

· По форме борьбы: мирная и немирная;

· По нормативной регуляции: институционализированные (дуэль), неинституционализированные (ссора в метро);

· По потребности субъектов взаимодействия: ресурсные (материальные потребности), статусно ролевые (социальные потребности), конфликты ценностей, норм, принципов (духовные потребности);

Особые конфликты: пустые (ложные) у которых нет предмета (просто из-за плохого самочувствия или непонимания ситуации) и смещенные в которых разными сторонами дается разная интерепретация сути конфликта.

В государственном управлении можно выделить следующие виды конфликтов:

1. Конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами);

2. Конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов;

3. Конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления; Перейти на страницу: 1 2 3 4