Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Административная реформа

Задачами министерства становятся выработка государственной стратегии в соответствующей сфере управления, предупреждение и нейтрализация возникающих проблем и негативных тенденций, достоверное прогнозирование, необходимое для решения долгосрочных задач. При этом предстоит перейти к такой модели, при которой федеральные министерства станут по-настоящему опорными элементами Правительства Российской Федерации, реально и публично ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления.

Федеральная служба (управление) должна быть самостоятельным органом исполнительной власти, образуемым для непосредственного осуществления специализированных функций, в том числе применения мер государственного принуждения. В качестве иллюстрации таких функций можно назвать взимание налогов, ведение государственной статистики, обеспечение государственных стандартов, выполнение правоохранительных функций и т. п. Федеральный надзор призван осуществлять узкоспециализированные контрольные функции межотраслевого характера, включая применение мер ответственности за нарушение установленных правил.

Еще одно важное направление преобразований — освоение современных технологий управления. Они должны привноситься в практику исполнительной власти и государственной службы в процессе реформирования, которое само должно строиться на базе этих технологий. Другим каналом освоения новых управленческих технологий предстоит стать системе образования и повышения квалификации кадров государственных служащих.

Административная реформа будет сопровождаться изменением подходов и к ресурсному обеспечению органов управления. Основными статьями расходов на управление должны стать содержание государственных служащих, а также затраты на информационное и аналитическое обеспечение решений.

В числе важнейших мер, направленных на повышение эффективности исполнительной власти, следует выделить следующие:

— упрощение структуры Правительства и его аппарата для устранения дублирования функций;

— обеспечение независимости территориальных органов федеральной исполнительной власти от региональных органов власти;

— создание механизма мощного контроля за эффективностью и законностью деятельности структур исполнительной власти;

— усиление роли Министерства юстиции Российской Федерации в контроле за ведомственным нормотворчеством, за безусловным выполнением органами исполнительной власти судебных решений и в координации законопроектной деятельности Правительства.

Реформа органов законодательной власти заключается в переходе к избранию Государственной Думы ФС РФ, законодательных органов субъектов РФ только по пропорциональной системе (по партийным спискам). Основные цели данной реформы:

— усиление роли политических партий;

— достижение такой ситуации, при которой политическая борьба на выборах сводилась бы не к конкуренции личностей, а к конкуренции идей и выражающих их полити-че-ских сил;

— усиление ответственности партий за проводимую

политику;

— укрепление многопартийности;

— ликвидация такого института, как депутаты-одномандатники (избирающиеся по округам), которыми в последнее время избираются, как правило, лица, обладающие крупными финансовыми средствами и в дальнейшем лоббирующие собственные интересы.

Помимо реформ органов госвласти в рамках административной реформы развивается сфера предоставления го-сударственных услуг. Государственные услуги — это предо-ставляемые федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами госвласти ценам услуги гражданам или организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также в других областях, установленных федеральными законами.

В настоящее время разработана концепция Федерального закона «О стандартах государственных услуг», которая обязывает государственные органы заниматься стандартизацией государственных услуг с целью повышения их качества и эффективности выполнения государственных функций. Предполагается, прежде всего, установить реестр государственных услуг, которые государственные органы вправе и обязаны предоставлять гражданам или организациям. Механизм разработки стандартов государственных услуг предполагает активное участие в этой работе представителей пользователей, представителей структур гражданского общества. Перейти на страницу: 1 2 3