Одной из существенных проблем является повышение общественного престижа работы в государственных органах, повышение конкурентоспособности государства как работодателя на рынках труда высококвалифицированных менеджеров и специалистов, повышение на этой основе квалификационного уровня, эффективности и ответственности государственных служащих. Решение этих задач сопряжено с довольно болезненным процессом обновления состава государственных служащих (отчасти он будет смягчаться и облегчаться тем обстоятельством, что значительная часть работников государственных органов находится в предпенсионном возрасте и процесс обновления может быть отчасти связан со сменой кадров по естественным причинам).
Планомерное обновление состава государственных служащих должно обеспечиваться путем привлечения квалифицированных специалистов, а ротация кадров - путем должностного передвижения в пределах одного государственного органа либо перевода из одного органа в другой как на федеральном, так и на региональном уровне.
Центральная проблема здесь -существенное повышение уровня оплаты в государственном аппарате прежде всего лиц, принимающих решения (высшие, главные, ведущие, частично старшие группы государственных должностей). Необходимо усилить дифференциацию в оплате труда между различными должностными группами и должностями при сокращении количества последних, а также при изменении механизмов формирования и использования фонда оплаты труда. Необходимо повысить свободу руководителей органов государственной власти в распоряжении средствами. Следует принять меры, чтобы повышение уровня оплаты (денежного содержания) без адекватных мер по повышению ответственности и механизмов связи материального стимулирования с оценкой деятельности не привело к эффекту, прямо противоположному желаемому, когда неэффективные кадры закрепятся, а эффективные привлечены не будут.
Необходимое условие качественного и эффективного функционирования ГГС - конкурентоспособность на конкретных рынках труда, уточнение функций, существенное повышение самостоятельности в организации оплаты труда, дополнительное финансирование
Для работников "агентств" решение проблемы облегчается возможностями применения новых форм и методов планирования и организации работы и финансирования, повышающих свободу руководителей в распоряжении бюджетными средствами, в том числе и возможности их направления на оплату труда. В ядре же государственной службы ("политических" структурах) не обойтись без прямого существенного увеличения бюджетных ассигнований. Помимо прочего, эти меры потребуют существенной информационной поддержки (PR-программы) для преодоления сложившихся в массовом сознании негативных стереотипов относительно государственных служащих, которые делают принятие решений о повышении оплаты политически болезненными.
Требуют также уточнения вопросы статуса, порядка назначения и отстранения от должности "политических назначенцев" (государственные должности категорий "А" и "Б"), более четкого определения круга должностей, относящихся к этой категории (возможно, определенного его расширения, например, за счет включения части заместителей министров).
В том, что касается госслужащих категории "В", представляется необходимым расширение возможностей "бокового входа", привлечения на достаточно высокие должности государственной службы квалифицированных специалистов с опытом работы в негосударственном секторе (при создании механизмов, противодействующих коррупционной опасности).
Необходимо пересмотреть "социальный пакет" (медицинское, транспортное и другое обслуживание) государственных служащих, обеспечив обоснованность и прозрачность его состава для каждой группы должностей, а также возможность полного либо частичного замещения льгот денежными выплатами.
По мере усиления привлекательности государственной службы станет возможным переход к конкурсному замещению соответствующих должностей с периодической аттестацией и заключением, по взаимному желанию работника и работодателя, срочным контрактам. Перейти на страницу: 1 2 3 4