В переходный период, характеризующийся тяжелым экономическим кризисом, государство оказалось перед необходимостью сокращения форм социальной защиты и передачи части задач общественным фондам и организациям. Вместе с тем, государство контролирует деятельность всех организаций, учреждений и фондов социальной защиты при помощи административных, правовых и экономических рычагов воздействия. Оказание помощи пенсионерам, инвалидам, людям, потерявшим работу и находящимся ниже черты бедности, - в этот период одна из самых основных задач правительства, призванного смягчать негативные социальные последствия реформ для широких слоев населения, подразумевая, что по мере улучшения ситуации в экономике, повышения доходов и жизненного уровня населения, расширения занятости и собираемости налогов возможно постепенное все более полное решение насущных общественных проблем. В этих условиях ориентация с принципа социального равенства меняется на принцип равных возможностей.
Стержнем социальной помощи в переходный период являются не сколько дотации и программы помощи, сколько повышение производительности труда и улучшение положения в экономике. Обеспечить эффективную поддержку социально незащищенных слоев можно только в условиях экономического роста и при повышении личной ответственности граждан за свое материальное благополучие. Система предоставляемых государством льгот и субсидий должна постепенно переходить от роли социальной защиты к роли социального стимулирования.
Государство не может не сохранять важного положения в социальной сфере. Предусмотренные бюджетом расходы на социальные программы не подлежат секвестру. Большая часть средств на поддержку социально уязвимых групп населения - престарелых, инвалидов, безработных - выделяется через социальные внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, пенсионный фонд, фонд занятости. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ: по социальной поддержке инвалидов, развитию социального обслуживания семьи и детей и т.д. С целью повышения действенности социальной помощи семьям сочетание трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей и воспитанием детей реализуется президентская программа “Дети России”.
Важной частью государственного управления социальной сферой продолжает оставаться руководство системой социального страхования как по страховым случаям и временной потере нетрудоспособности, так и по пенсионному обеспечению. Государство способствует введению системы дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов.
В реализации вопросов социального обеспечения участвуют органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. К их ведению отнесено формирование и осуществление единой государственной политики в области социального обеспечения и поддержки тех групп населения, которые нуждаются в защите со стороны государства; разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых, малообеспеченных и многодетных семей; управление учреждениями социального обслуживания; разработка социальных норм и нормативов; лицензирование деятельности по социальному обслуживанию; создание совместно с органами исполнительной власти государственной системы социального обслуживания населения и содействие развитию негосударственных организаций, действующих в сфере социального обслуживания населения. Между Российской Федерацией и субъектами РФ разграничивается ответственность за финансирование расходов в социальной сфере. При решении социальных проблем координируется взаимодействие органов власти на уровнях федеральном, субъектов федерации и местного самоуправления. Однако эффективность всей существующей системы социальной защиты подрывается недостатками, связанными с ее финансированием, низкими реальными размерами пособий и задержками с их выплатами, общей неэффективностью системы адресной помощи и неполным охватом нуждающихся слоев населения. Перейти на страницу: 1 2 3