Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Организационно-правовые особенности муниципальных предприятий

Государственные предприятия действуют в следующих организационно-правовых формах: государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие); муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие); федеральное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Муниципальные предприятия являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы и наименования субъекта, к собственности которого относится имущество предприятия. Муниципальные предприятия имеют печать, соответственно, с изображением государственного герба Российской Федерации либо наименованием (гербом) субъекта Российской Федерации или муниципального образования, фирменным наименованием предприятия, указанием его местонахождения. Учредительным документом муниципального предприятия является его устав. Муниципальное предприятие вправе осуществлять любую деятельность не запрещенную федеральными законами и не противоречащую его уставу. Имущество муниципального предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной предпринимательской деятельности, других источников и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное предприятие обязано: формировать резервный фонд в размерах, определяемых его уставом и составляющих не менее 10% его уставного фонда, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным фондом установленной величины; использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков, а также на исполнение имеющихся у предприятия обязательств в случае недостаточности денежных средств предприятия; перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и формирования резервного фонда, в размерах, определяемых собственником в пределах 10% чистой прибыли предприятия; выполнять иные обязанности, установленные для муниципальных предприятий законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Муниципальное предприятие не вправе: использовать средства, полученные от сделок с имуществом предприятия, указанным в п. 2 ст. 4, а также амортизационные отчисления на цели потребления (в том числе на оплату труда работников предприятия, социальное развитие, выплату вознаграждения руководителю предприятия); отказаться от заключения контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд собственника и вытекающих из указанного контракта договоров с организациями - потребителями, при условии, если они не влекут убытков для указанного предприятия. Руководитель муниципального предприятия назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном законами и иными правовыми актами Российской Федерации и действует в соответствии с контрактом, заключаемым с руководителем собственником (уполномоченным им органом). Руководитель муниципального предприятия пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством, уставом предприятия и заключенным с ним контрактом. Контроль за деятельностью муниципального предприятия осуществляется органами, уполномоченными собственником. Годовые баланс и отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляются соответствующему органу.