Определение тех, кто обладает потенциалом войти в состав высшего руководства, не является такой проблемой, которую можно решить на одном заседании. Таких людей обычно оценивают регулярно в течение всей их карьеры, чтобы иметь представление, способны ли они сделать следующий шаг. Тем не менее некоторая оценка потенциальных способностей на первоночальной стадии необходима, так как профессиональный рост тех, кто должен будет стать менеджерами нужно обязательно тщательно планировать; овладение всем объемом требуемых знаний и умений на высшем уровне - длительный процесс.
Ряд компаний изучали этот вопрос очень серьезно. Он также был предметом научных исследований. Полученные из этих источников данные предлагают некоторые ориентиры относительно того, какие черты искать у потенциальных менеджеров.
20 факторов, являющихся важным для менеджера:
· навыки в области социальных отношений;
· поведенческая гибкость;
· способность к организации и планированию;
· потребность в профессиональном росте;
· способность к принятию решений;
· личное влияние;
· творчество;
· навыки устной коммуникации;
· умение сопротивляться стрессу;
· энергия;
· работа как самая важная часть жизни;
· установленные для самого себя высокие нормы выработки;
· склонность к преподаванию;
· направленность интересов;
· реализм в оценке видов на будущее;
· объективность по отношению к самому себе;
· способности;
· способность отложить удовольствие на какое-то время;
· потребности в одобрении высшего руководства;
· гибкость целей;
· социальная объективность;
· объективность по отношению к другим;
· восприимчивость к чувствам других людей.
Все эти факторы, в конечном счете, можно свести к 6 главным элементам, существенным для того, чтобы добиться успеха в управлении:
1. Общая эффективность - безукоризненный трудовой стаж.
2. Управленческие навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, планирует и организует работу эффективно, с готовностью принимает решения, его решения отличаются высоким качеством.
3. Межличностные навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, производит сильное и приятное впечатление на других, обладает хорошими навыками устных презентаций, руководит другими на работе, меняет поведение, когда необходимо, чтобы достичь цели.
4. Владение своими чувствами. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, поддерживает эффективную работу в неопределенных и неконструктивных условиях, невзирая на стресс.
5. Интеллектуальные способности. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, с готовностью учится и имеет широкий спектр потенциалов.
6. Мотивация работы. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, находит удовлетворение от работы более важным, чем его коллеги, работающие в других областях производства; он хочет выполнять работу хорошо ради нее самой.
Для того, чтобы определить, кто обладает этими чертами, требуется тщательное измерение, очень часто это нужно делать в течение долгого времени. Типичные методы измерения включают следующие:
· собеседование
· тесты на проверку личных качеств
· деловые игры
· групповые упражнения
· биографические анкеты
Виды навыков | Типы упражнений |
Управленческие навыки | Упражнения в форме обсуждения совокупности вопросов в группе |
Межличностные навыки | груповые упражнения по моделированию и групповые упражнения без руководителя, собеседования |
Интеллектуальная способность | тесты |
Стабильная деятельность | оценочные заключения и собеседования; упражнения на моделирование |
Мотивация работы | тесты на перспективную оценку и оценку личных качеств работающего |
Профессиональная мотивация | тесты и собеседования |