Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Малые предприятия. Объединения организаций. Дочерние и зависимые общества

Малое предприятие

– это коммерческая организация ограниченной численности, среднее количество работников в которой за отчетный период (один год) не превышает:

в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в оптовой торговле, а также в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Указанная средняя численность работников определяется с учетом всего персонала, в том числе работающего по договорам, совместительству и т. п.

Малые предприятия могут иметь любые формы собственности, организационно-правовые формы, а также любые законные предметы и цели деятельности.

В уставном капитале малых предприятий доля государственной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, а также фондов не должна превышать 25 %. Не должна быть выше 25 % также доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства (малыми предпринимателями).

Малые предприятия регистрируются как юридические лица.

Малыми предпринимателями признаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия играют в рыночной экономике и существовании связанного с ней демократического государства исключительную роль. Это объясняется следующими важными обстоятельствами:

• Стабильность экономики и политики современного государства, процветание значительной части его населения, формирование гражданского общества в большой мере зависят от наличия в стране так называемого среднего класса – значительной части населения, живущего в достатке и являющегося социальной опорой существующего демократического общественного строя. Основную часть этого среднего класса составляют малые предприниматели.

• Малые предприятия являются «ростками» предпринимательской деятельности в стране. Именно с них практически начинается любой бизнес. Государство призвано растить и лелеять эти слабые поначалу предприятия, создавая и наиболее благоприятные условия для развития и роста.

• Малое предпринимательство – наиболее простая форма бизнеса, доступная самым широким слоям населения, в том числе социально слабо защищенным. Эта деятельность способна без больших затрат поднять жизненный уровень многих граждан страны, помочь решить проблемы безработицы, поддержки малоимущих и другие острые социальные проблемы.

• Ряд важнейших видов современной промышленной и сельскохозяйственной продукции может достигать высокого качественного уровня только при производстве ее на предприятиях небольшой численности. Качественную одежду и обувь, галантерею и парфюмерию, деликатесы и предметы роскоши не сделать на конвейере.

• Малые предприятия весьма эффективны при создании современных высокотехнологических производств, рассредоточенных на значительных территориях вне сборочной заводской площадки и требующих высококвалифицированного индивидуального обслуживания.

• Высокую эффективность малые предприятия показали в научно-технической сфере, издательском бизнесе и других областях интеллектуальной деятельности.

• Малые предприятия по сравнению с крупными обладают большей экономической устойчивостью, способны легче преодолевать кризисные ситуации, их банкротство связано с меньшими социальными потрясениями. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5