Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово–хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.
Аудиторские стандарты – это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантии достоверности результатов аудиторской проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторском проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.
В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.
Согласно ст. 9 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности", стандарты аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Стандарты аудиторской деятельности подразделяются:
- на федеральные стандарты аудиторской деятельности;
- внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
- внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года (в редакции 25.08.2006 года) утверждено 31 правило (стандарт) аудиторской деятельности, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности
| № | Название стандарта |
| 1 | Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
| 2 | Документирование аудита |
| 3 | Планирование аудита |
| 4 | Существенность в аудите |
| 5 | Аудиторские доказательства |
| 6 | Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности |
| 7 | Внутренний контроль качества аудита |
| 8 | Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом |
| 9 | Аффилированные лица |
| 10 | События после отчетной даты |
| 11 | Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
| 12 | Согласование условий проведения аудита |
| 13 | Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита |
| 14 | Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита |
| 15 | Понимание деятельности аудируемого лица |
| 16 | Аудиторская выборка |
| 17 | Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
| 18 | Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
| 19 | Особенности первой проверки аудируемого лица |
| 20 | Аналитические процедуры |
| 21 | Особенности аудита оценочных значений |
| 22 | Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
| 23 | Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
| 24 | Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами |
| 25 | Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
| 26 | Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
| 27 | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
| 28 | Использование результатов работы другого аудитора |
| 29 | Рассмотрение работы внутреннего аудита |
| 30 | Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации |
| 31 | Компиляция финансовой информации |