Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Классификация решений и методов

При принятии решений необходимо учитывать фактор важности решений, т.е. нужно ранжировать решения по степени их значимости для целей организации в целом или различных отделов, работников в частности. Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое количество альтернатив.

Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение (ЛПР). Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность – неопределенность». В условиях определенности ЛПР знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат в таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование, модели. В условиях риска можно предвидеть результаты различных альтернатив, неизвестна лишь вероятность достижения каждого результата . Задача в том и состоит, чтобы выявлять вероятность каждого результата и на этой основе принимать решения. В ситуации риска принятию решения могут помочь такие методы и инструменты, как статистический качественный контроль и теория игр.

Все решения классифицируются на оперативные, текущие и перспективные. Оперативные решения подразумевают сиюминутность в их принятии, т.е. ЛПР должно, используя свой профессиональный опыт и зачастую личные взгляды, очень быстро выбрать из ряда альтернатив наиболее эффективную и дать распоряжения на выполнение решения. При этом складывается ситуация, когда руководитель обращает больше внимания на негативную информацию, чем на позитивную. Оперативные решения могут приниматься на различных уровнях и управленцами различного статуса. При этом степень ответственности за решение будет соответствовать степени делегированных полномочий.

Текущие решения представляют собой решения, требующие более тщательного анализа предложенных альтернатив, большего времени . Такие решения обычно принимаются руководителями различных уровней в ходе плановых совещаний при участии сотрудников организации или , если совещание на уровне подразделения, то при участии работников данного отдела.

К перспективным решениям можно отнести такие, как решения о стратегии организации. Здесь в полном объеме реализуются все этапы данного процесса. Но возникают проблемы, связанные с количественным измерением альтернатив и с внешними факторами среды (общий экономический кризис, несовершенство законодательной базы). При этом используются групповые методы принятия решений, когда обеспечивается участие тех, кого решение касается , и повышается их готовность осознанно выполнять решение.

На предприятии решения, касающиеся процесса производства имеют характер определенности; остальные принимаются в условиях риска (неопределенности). Это связано с быстро меняющимися условиями рынка: изменяются требования потребителей и поставщиков; видоизменяется нормативная база, касающаяся налогового законодательства; изменяются позиции конкурентов.

Каждое управленческое решение должно быть оформлено по всем правилам делопроизводства и обрести юридическую силу, т.е. оформляется в виде приказов, распоряжений с подписями ЛПР. В самом решении предусматривается кто, где, когда, в какие сроки и каким образом выполняет ту или иную часть решения, как контролируется эта работа.