Невозможно одновременно реализовывать весь набор предложений по улучшению состояния организации. Необходимо разделить их по уровню срочности и важности. То есть выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Иногда сталкиваются с несколькими вариантами решения одной и той же проблемы. В этом случае необходимо повести процедуру сравнения предложений. Сравнение может быть «количественным» и «качественным». Под «количественным» имеется в виду такой вариант сравнения, когда известны и замерены последствия реализации предложения. «Качественное» сравнение используется тогда, когда количественное сравнение невозможно либо требует очень больших расходов. При «качественном» сравнении предложений привлекаются эксперты, опирающиеся на свой жизненный опыт. Сравнение предложений происходит с помощью определенных критериев. Чаще всего используются следующие критерии:
·положительные последствия альтернативы;
·отрицательные последствия альтернативы;
·цена альтернативы;
·риск, связанный с альтернативой;
·осуществимость альтернативы.
Перед тем, как начать сравнение альтернатив, возможно, сократить их число. Например, с помощью метода ранжирования. Каждый из критериев, по которым происходит сравнение альтернатив, получает свой индекс. Индекс указывает на степень важности этого критерия для организации. Эксперты, которые сравнивают альтернативы, чаще всего, используют оценки от 1 до 10. Тот вариант, который получит наибольшую сумму баллов, может рассматриваться как претендент на реализацию. Приведем пример сравнения альтернатив. Для того чтобы успешно работать, кафедра Менеджмента должна осуществлять повышение уровня квалификации работающих на кафедре преподавателей. Возможны последующие варианты повышения квалификации:
Обучение на факультете повышения квалификации (ФПК) в течение 6 и более месяцев;
Краткосрочные командировки для ознакомления с литературой и опытом работы в других институтах; повышение квалификации «без отрыва от производства»;
При сравнении альтернатив, возможно, использовать следующие критерии:
а) положительные последствия;
б) отрицательные последствия;
в) «цена» варианта.
Наиболее значим для кафедры первый критерий. Мы ему даем самый высокий индекс, в сравнении с другими - 1,9
. Второй, по значимости, критерий - цена альтернативы- 1,5
; отрицательные последствия - 1,3.
Сравним альтернативы, например, по третьему критерию (цена альтернативы). По десятибалльной шкале самую высокую оценку мы должны поставить третьему варианту - повышение квалификации «на месте». Потому, что это самый дешевый вариант. Наша оценка 8
баллов. Умножаем оценку на индекс (1,5)
и получаем окончательную оценку - 12баллов. Вторая альтернатива (краткосрочные командировки) получает оценку в 5баллов. Необходимы расходы на поездку, проживание. В конечном итоге оценка этой альтернативы: 5х1,5=7,5 балла
. Первая альтернатива наиболее дорогостоящая. Этот вариант получает оценку в 3
балла (3х1,5 =4,5).
4,5
балла - итоговая оценка по данному критерию. Таким же образом, все предложения оцениваются по первому и второму критериям.
После того, как осуществлена систематизация предложений, разрабатывается программа внедрения этих предложений.
Вопросы и задания по теме
1.Осуществите сравнение предложений о мерах по преодолению экологического кризиса.
2.Осуществите сравнение предложений о мерах по обеспечению экономического роста в России.
3.Осуществите сравнение предложений о мерах по снижения уровня преступности в стране.
4.Что имеется в виду под критериями при сравнении альтернатив?
5.Что имеется в виду под индексом («весом») критерия?