Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения, как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для коммерческого предприятия, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров и не требует дополнительных товарных затрат в виде страховых запасов.
Рассмотрим схематично процесс выбора поставщика на предприятии:
Рисунок 3 - Процесс выбора и оценки поставщика
Для выбора и оценки поставщиков на предприятии, а также расчета рейтинга используется следующая схема:
Например:
В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков № 1 и № 2 товары А и Б. Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков, необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполняют по показателям:
1. Цена;
2. Надежность поставки;
3. Качество поставляемого товара.
При расчете рейтинга необходимо принять следующий удельный вес показателей: цена – 0,5%, качество поставляемого товара – 0,3%, надежность поставки – 0,2%.
Поставщик | Месяц | Товар | Объем поставки, ед. в месяц | Цена за единицу, в руб. |
№ 1 | Январь | А | 2000 | 10 |
Январь | Б | 1000 | 5 | |
№ 2 | Январь | А | 9000 | 9 |
Январь | Б | 6000 | 4 | |
№ 1 | Февраль | А | 1200 | 11 |
Февраль | Б | 1200 | 6 | |
№ 2 | Февраль | А | 7000 | 10 |
Февраль | Б | 10000 | 6 |
Таблица 6 – Динамика цен на поставляемые товары
Месяц | Поставщик | Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, ед. |
Январь | № 1 | 75 |
№ 2 | 300 | |
Февраль | № 1 | 120 |
№ 2 | 425 |