Характеризуя организацию
предприятия, её трактуют то как совокупность социальных групп, образующих единую систему, то как систему отношений, возникающих между людьми и социальными группами, то как систему писаных и неписаных правил, регулирующих поведение людей, или как систему власти на предприятии. Любой подход имеет, конечно, право на существование, поскольку фиксирует различные стороны одного и того же явления.
В социологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в рамках социальной организации - формальную и неформальную. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют дополняя друг друга и образуя единую систему.
Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.
Анализ процесса делигирования полномочий в произв. цехе
Таблица 5.2.1
Деятельность цеха | делегатор | Вид делигирования полномочий | получатель | Причины делигирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Анализ объемов производства | Начальник цеха | Линейные | Зам начальника па подготовке производства | Разгрузка от рутинной работы |
Организация выпуска продукции | Начальник цеха | Линейные | Зам начальника по производству | Разгрузка начальника от основного производства |
Анализ плановых затрат на валовый объем производства | Начальник цеха | Линейные | Зам начальника па подготовке производства | Разгрузка от рутинной работы |
Анализ выполнения поставленных задач | Начальник цеха | Линейные | Зам начальника па подготовке производства | Разгрузка от рутинной работы |
Вывод: Задача начальника выполнить возложенный на него объем работ, за который он несет прямую ответственность. Правильная организация работы позволяет ему освободить свое время для более важных дел.