Управленческое консультирование

Субъекты организационной деятельности

Собеседование, как метод профотбора руководителей

Некоторые психологи слишком сильно доверяют результатам тестирования, поскольку это значительно экономит время (а некоторые и само тестирование, и обработку поручают другому, менее занятому сотруднику, оставляя себе только функцию интерпретации полученных данных). Да и руководители кадровой службы полагают, что в собеседовании психолог понапрасну тратит время. Но это неверно.

Собеседование (диагностическая беседа) - это важная часть диагностики. Опытный психолог знает, что именно в процессе непосредственного общения с претендентом он получает информацию, которая позволяет ему увидеть его индивидуальность и те важные изюминки, которые могут пропустить тесты. Личностные особенности человека "звучат" во внешнем облике, манере одеваться, пользоваться косметикой, двигаться, строить фразы, характере его аргументации, мимике, жестах, манере общения, воспоминаниях, характере и содержании ответов на определенные вопросы. Это - бесценная информация, которую, если она вовремя не получена, невозможно восполнить никакими тестами.

Таким образом, эффективность диагностики обеспечивается разумным сочетанием тестирования и собеседования, а использование только одного из этих подходов резко снижает достоверность полученной информации.

Технология проведения интервью достаточно сложна и требует от интервьюера высокого уровня психологической компетентности, владения определенными психологическими техниками (например, техниками оценки вербального и невербального поведения).

Основная цель отборочного собеседования на должность руководителя – определить, компетентен ли кандидат для выполнения работы и достаточно ли он заинтересован в предлагаемой работе. При этом возникает необходимость не только сравнить нескольких кандидатов, но и в первую очередь сравнить уровень подготовленности каждого кандидата с требованиями, предъявляемыми к исполнителю рассматриваемой работы. Кандидат, соответствующий требованиям, должен соответствовать следующим критериям (см. Таблица № 2).

Таблица № 2.

Критерии для оценки кандидата и определения его соответствия рассматриваемой должности

Может

Может успешно выполнять рассматриваемую работу: знания, опыт психологические качества, семейное положение, наличие необходимых дипломов и т.д.

Хочет

Объективно и субъективно кандидат заинтересован в рассматриваемой работе. Мотивация понятна и прогнозируема.

Управляем и совместим

Кандидат хорошо понимает смысл сказанного и детали. Контролирует свою речь. Самокритичен, способен признавать свои ошибки и извлекать из них полезный опыт. Восприимчив к критике. Сохраняет самообладание в стрессовых ситуациях, не впадает в заторможенное состояние или агрессию. Реально готов принять стиль управления и групповые нормы поведения, принятые на новом месте.

Безопасен

Не несет в себе угрозы коммерческой безопасности компании (отсутствие криминального прошлого и связей, честность, лояльность к работодателю и т.п.)

Эти критерии включают следующее:

Критерий «Может» - способность кандидата эффективно выполнять требуемую работу:

· Образование и теоретическая подготовленность

· Наличие, глубина и успешность имеющегося опыта

· Коммуникативные качества

· Умение организовать и планировать свою работу

· Лидерские качества (для руководителя)

· Управленческие способности и навыки (для руководителей)

· Способность к обучению и развитию

· Здоровье и работоспособность

· Личные обстоятельства и факторы, влияющие на способность кандидата выполнять требуемую работу

Критерий «Хочет» -

заинтересованность кандидата в рассматриваемой работе:

· Мотивы перехода кандидата с работы на работу

· Перспективы и ближайшие цели кандидата

· Содержание и приоритеты ожиданий кандидата по поводу новой работы

· Факторы, которые привязывают кандидата к компании

· Факторы, которые могут оттолкнуть кандидата от компании

· Достигнутый уровень оплаты труда кандидата и реально приемлемый уровень оплаты труда на новом месте Перейти на страницу: 1 2 3 4