Вопросы анализа разработки, освоения и продажи новой продукции с учётом её качества и соответствующих затрат в отечественной теории и практике освещены слабо и практически не встречаются. Поэтому мы предлагаем проводить подобный анализ в форме проведения «критериального анализа». Данная дефиниция в теории и практике не встречается и предлагается автором к введению в научную терминологию. Под критериальным анализом мы будем понимать всесторонний процесс разбора состава, свойств и отдельных сторон различных критериев (мер, измерителей) чего-нибудь. Соответственно критериальный анализ показателей производства новой продукции будет включать рассмотрение производственных и коммерческих показателей новой продукции, в том числе показатели качества и затрат на его обеспечение. Принципиальным отличием критериального анализа показателей от оценки показателей является то, что последний процесс охватывает только определение значений показателей и их трактовку, тогда как критериальный анализ должен охватывать всю совокупность признаков и характерных черт показателей. Рекомендуем проводить критериальный анализ производства новой продукции и её качества в следующей последовательности. Чтобы перейти на производство новых, более прогрессивных и эффективных товаров и услуг, чтобы обеспечить крупномасштабный выход на мировой товарный рынок, необходимо использование результатов фундаментальных научно-исследовательских разработок, открытий, изобретений и другой инновационной деятельности в области создания принципиально новых и модернизированных поколений готовой продукции или сырьевых товаров, материалов и услуг в производственных программах маркетинга. Эти результаты создаются в научных центрах и реализуются в форме лицензий, патентов, ноу-хау. Они разрабатываются также собственными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими подразделениями крупных корпораций, позволяющими создать у себя новый или модернизированный вид продукции, новое его поколение. Поэтому анализ качества новой продукции, целью которого является формирование аналитического обеспечения управления, необходимо начинать именно с анализа соответствия проданной новой продукции стандартам (табл. 1).
Затем для целей снижения общей суммы затрат на качество при производстве новой и улучшаемой продукции важное значение приобретает анализ проекта планируемых изменений (в данной сфере не проводился). Целесообразно проводить данный анализ по следующим этапам:
1. Анализ предварительных результатов (проводится до начала внедрения новой или улучшенной продукции в производство).
2. Текущий анализ (проводится во время изготовления новой или улучшенной продукции).
Таблица 1
Анализ проданной продукции на соответствие стандартам на ООО «ЮгПолимерПром»
Продукция | Выпуск пластиковых изделий, тыс. шт. | Удельный вес, % | ||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
1. Соответствует | 505,12 | 866,01 | 1083,23 | 93,9 | 97,8 | 100 |
2. Не соответствует | 32,75 | 19,17 | 0,0 | 6,1 | 2,2 | 0 |
Всего | 537,87 | 885,18 | 1083,23 | 100 | 100 | 100 |