Говоря о слабых сторонах, мы имеем в виду отсутствие или недостаточность существенных для конкуренции ресурсов, а также виды деятельности, в которых компания уступает конкурентам, или условия, ставящие ее в неблагоприятное положение. Слабые стороны компании могут быть обусловлены недостатком навыков, опыта или интеллектуального капитала, значимых для конкуренции материальных, нематериальных или организационных ресурсов, конкурентных возможностей в ключевых сферах. Слабые стороны не обязательно делают компанию конкурентно уязвимой: это зависит от их конкурентной значимости и способности компании компенсировать их за счет других ресурсов.
Оценка конкурентных ресурсов и возможностей компании проводится в форме составления стратегического баланса, где сильные стороны и ресурсный потенциал компании отражаются как конкурентные активы, а слабые стороны и недостаток ресурсов — как конкурентные пассивы. В идеале конкурентные активы компании значительно превосходят пассивы — соотношение активов и пассивов 50:50 в данном случае нельзя считать приемлемым.
Сильные стороны компании — это ее конкурентные активы; слабые стороны конкурентные пассивы.
После выявления внутренних сильных и слабых сторон компании следует сравнить оба списка по тому влиянию, которое они могут оказать на стратегию. Разные сильные стороны играют разную роль в достижении успеха в конкурентной борьбе, обеспечении необходимого уровня прибыльности и разработке стратегии. Аналогичным образом одни слабые стороны могут оказаться роковыми для компании, а другие легко устранить либо компенсировать сильными сторонами. После выявления слабых сторон следует еще раз проанализировать ресурсный потенциал компании, чтобы решить, недостаток каких ресурсов нужно восполнить или компенсировать в первую очередь и как увеличить ресурсный потенциал компании в будущем.
Внутренние сильные стороны
• Эффективная стратегия, поддержанная конкурентно значимыми навыками и знаниями в ключевых областях
• Прочное финансовое положение, достаточные для обеспечения развития бизнеса финансовые ресурсы
• Сильная торговая марка и репутация компании
• Позиция признанного лидера рынка с мощной клиентской базой
• Возможность экономии на масштабе и/или в результате эффекта обучаемости
• Право собственности на ключевые технологии, уникальные навыки в разработке технологий, патенты на ключевые технологии
• Превосходство над конкурентами по объему интеллектуального капитала
• Преимущество по издержкам
• Эффективные рекламные кампании и методики продвижения товара
• Инновационный опыт
• Опыт в совершенствовании производственных процессов
• Умелое использование электронной коммерции
• Грамотное управление цепочками поставок
• Высокий уровень обслуживания покупателей
• Более высокое качество товаров по сравнению с конкурентами
• Широкая география поставок продукции и возможности сбыта в глобальных масштабах
• Партнерские отношения или совместная деятельность с другими компаниями, обеспечивающая доступ к прогрессивной технологии, навыкам и/или привлекательным географическим рынкам
Внешние возможности компании
• Обслуживание новых групп потребителей или освоение новых географических рынков или товарных сегментов
• Расширение ассортимента для обслуживания новых потребностей покупателей
• Использование собственных технологий и ноу-хау компании для производства новых видов продукции или организации нового бизнеса
• Использование технологий Интернет и электронной коммерции для радикального сокращения затрат и/или дальнейшего увеличения объемов продаж
• Вертикальная интеграция (вперед и назад)
• Снижение торговых барьеров на привлекательных зарубежных рынках
• Новые возможности завоевания доли рынка конкурентов
• Возможность быстрого роста из-за резкого роста спроса в одном или нескольких сегментах рынка
• Приобретение конкурирующих или обладающих прогрессивными знаниями и технологиями компаний
Внутренние слабые стороны
• Отсутствие четко сформулированного направления стратегического развития
• Устаревшие производственные мощности
• Неустойчивое финансовое положение, слишком большой объем привлеченных кредитов
• Слишком высокие издержки по сравнению с конкурентами
• Недостаток ключевых навыков и компетенции (слабый менеджмент), низкий интеллектуальный потенциал по сравнению с конкурентами
• Низкая прибыльность (по разным причинам)
• Внутренние производственные проблемы
• Отставание в освоении электронной коммерции, отсутствие стратегии электронной коммерции
• Недостаточный ассортимент
• Слабый имидж, неважная репутация
• Недостаточно развитая дилерская сеть и/или недостаточные возможности сбыта в глобально масштабе Перейти на страницу: 1 2